Городской пейзаж Стамбула постоянно меняется. В греческий, римский и византийский период, город занимал исторический полуостров Константиноволь, где на севере находилась цитадель Галата, на востоке – Хризополь и Халцедон. Когда-то это были независимые города. Современный Стамбул является на самом деле пригородом Константинополя. Современный город не только охватил все поселения времен Константинополя, но и даже разросся за их пределы.
До начала девятнадцатого века в Стамбуле красовались городские стены Галата, средневековой генуэзской крепости. Эти генуэзские укрепления, из которых состояла Галатская башня, были снесены в начале 1800 годов, чтобы город мог разростись на северо-запад. Так появились районы Бесиктас, Сисли, Нисантаси и другие.
В последние десятилетия вокруг города были построены многочисленные высокие здания – ведь быстро растущее население Стамбула создает огромный спрос на жилье. Окружающие города быстро впитываются в город. Самые крупные офисные здания и резиденции расположены в северных районах европейской части города. Деловые районы и шоппинг-центра Левент, Маслак и Этилер расположены между мостом через Босфор и мостом Фатих Султан Мехмет. Левент и Этилер также славятся своими торговыми площадками, такими как «Kanyon», «Metrocity», «Akmerkez», «Mayadrom» и «Mayadrom Uptown». Здесь же расположены головные офисы всех значительных банков и финансовых учреждений Турции.
Начиная со второй половины двадцатого века, азиатская часть Стамбула, которая изначально была тихим местом, полным приморских летних домиков и элегантных шале в окружении сосновго бора, тоже пережила бум урбанистического роста. Строительство длинного, широкого и, безусловно, стильного авеню Багдат, с его рядами ресторанов и магазинов, стало первой ступенькой огромной лестницы к городскому центру. Фактически, до шестидесятых годов эти места были вообще пустыми, а уж потом возникла необходимость сделать улицы чище и улучшить инфраструктуру. Но настоящая экспансия азиатской стороны началась с появлением Ankara Asfalt?, азиатского продолжения магистрали Е5, параллельно железнодорожной линии. Прирост населения обеспечили люди, приехавшие из Анатолии. Сегодня приблизительно треть турецких азиатов живет в Стамбуле.
В результате стремительного роста Стамбула во второй половине двадцатого века, огромная часть загородных подъездов состоит из гекекондус (турецкое слово, которое означает нелегально построенные дома, где люди проживают без прописки), которые собираются в целые районы. От таких архитектурных спутников страдают все крупные города Турции, но особенно – Стамбул, Анкара, Измир и Бурса. Проблема постройки таких поселений заключается даже не в том, что они строятся без разрешения хозяина земли, но, скорее, в том, что они портят городской пейзаж и абсолютно не придерживаются никаких требований муниципальных властей.
|